Психологическое здоровье дошкольников

Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребёнка в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, которые обеспечивают гармонию между потребностями человека и общества.

С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает ему возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Критерии психологического здоровья:

 

1. Состояние психического развития ребёнка, его душевного комфорта.

2. Адекватное социальное поведение.

3. Умение понимать себя и других.

4. Более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности.

6. Умение делать выбор и нести за него ответственность.

Причины нарушения психического здоровья.

 

К отклонениям в состоянии психического здоровья детей приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, взаимоотношения со сверстниками)с индивидуальной предрасположенностью:

 

1. Соматическое заболевания (дефекты психического развития).

2. Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику.

 

Психологически здоровый дошкольник - это дошкольник, у которого наблюдается сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его  личности. Если дошкольник испытывает продолжительные нервные перегрузки (стресс, обиду, не справляется с заданиями, происходит истощение возможностей, и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроз). Наиболее типичный невроз у детей дошкольного возраста – это неврастения.

 

 

 

Признаками неврастении являются:

1. Повышенная раздражительность.

2. Быстрая утомляемость.

3. Расстройство сна.

4. Сонливость.

5. Неустойчивое настроение.

6. Ухудшение аппетита.

При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.

Переутомление проявляется в: головных болях, слабости, снижении аппетита, нарушении сна, ухудшении памяти, рассеянности.

Что нужно сделать, чтобы личностный рост был гармоничным?

Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребёнка высокую самооценку, уверенность в себе и способность противостоять трудностям:

1. Взрослым важно проявлять доверие и уважительное отношение к ребёнку.

2. При возникновении жизненных сложностей необходимо демонстрировать ребёнку позитивное отношение к жизни и уверенность в возможности преодоления трудностей.

3. Никогда не обманывать ребёнка - делать хорошую мину при плохой игре, т. к. дети очень чувствительны к фальши.

4. Не сравнивать ребёнка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребёнка.

5. Чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребёнка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.).

6. Чаще хвалить ребёнка, но похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребёнка возникнет чувство собственного бессилия.

7. Помогать ребёнку только в том случае, когда он об этом попросит.

При соблюдении этих правил психическое здоровье ребёнка дошкольного возраста будет в полном порядке!